Центр инжиниринга и управления строительством Единой Энергетической Системы
 

«Стройоператор» энергетики России

1 июня ’08

«Энергополис», № 10

    «Стройоператор» энергетики России
 

Генеральный директор ОАО «ЦИУС ЕЭС», член правления ОАО «ФСК ЕЭС», директор по инжинирингу и управлению строительством, руководитель Центра инжиниринга и управления строительством ОАО «ФСК ЕЭС» Алексей Маслов дал эксклюзивное интервью главному редактору «Энергополиса» Алексею Иванову.

- Алексей Викторович, расскажите, пожалуйста, что входит в компетенцию вашей организации на современном этапе?

- «Центр инжиниринга и управления строительством» («ЦИУС») - это структура, которая обеспечивает выполнение функции заказчика строительства по всем тем объектам, которые сейчас реализует ФСК: строительство подстанций, линий, реконструкция, строительство сетей связи, строительство элементов инфраструктуры и т. д. В классическом понимании на нас - функции заказчика строительства. А именно - сопровождение клиентов до проекта, согласование проекта с ФСК как инвестором, как будущим собственником объекта, подготовка необходимой документации, проведение закупочных процедур, отбор подрядчиков, собственно управление работой этих подрядчиков, приемка у них работ, отслеживание исполнения обязательств по договорам для отдельных обязательств, подготовка всех необходимых разрешительных, согласовательных документов, подготовка пакета документов для ввода объекта в эксплуатацию и сдача объекта инвестору - ФСК.

- Какой-то чудовищный объем работ.

- Нет. Это объем работ, который любой заказчик строительства должен исполнять. Другое дело, что поскольку в стране долгие годы мало кто строил такие крупные промышленные объекты, то распространенной была практика выполнения функций застройщика всякого рода смежными подразделениями. На небольших объектах, на небольшом объеме инвестиций это разумно. Когда объем деятельности по строительству начинает измеряться сотнями миллиардов, а количество объектов сотнями, понятно, что это требует специализированной структуры для управления. И в этом плане мы, «Центр инжиниринга и управления строительством», себя отождествляем как часть Федеральной сетевой компании. Мы работаем в группе ФСК и для достижения целей группы ФСК. Я помимо того, что являюсь генеральным директором «Центра инжиниринга», еще и член правления ФСК. Мы и устроены похоже на то, как устроено в целом ФСК: у нас есть центральный офис, исполнительный аппарат, где сосредоточен центр корпоративной компетенции, вопросы финансовые, юридические, управленческие, общеуправленческие. В центральном аппарате сосредоточен центр технической экспертизы, который особенно актуален по сложным проектам, сосредоточена общая координация проектов. Есть восемь территориальных подразделений, которые по географии размещения совпадают с филиалами ФСК. ФСК имеет восемь «МЭС», филиалов, - мы имеем восемь филиалов «ЦИУС» по региональным направлениям. Наши подразделения на местах, в том числе и «ЦИУС» Западной Сибири, - это подразделения, ориентированные уже на непосредственное управление проектами строительства на месте. Именно там, в подразделениях и в филиалах, мы делаем основной акцент и требуем основной компетенции в области управления и проекта строительства. Это те люди, которые непосредственно сопровождают договора, принимают работы, проверяют качество работы подрядчиков, получают непосредственно на месте разрешения, готовят объект договора.

- Но такая логика разделения функций, такое построение требует компетенции у сотрудников. Это должны быть люди очень высокой квалификации.

- Конечно же, мы требуем очень высокого уровня профессионализма. Но сформулируем так: мы требуем профессионализма, но не гениальности. Мы настраиваем людей исключительно на регулярный профессиональный результативный труд. Это, наверное, одна из самых сложных задач перед нами как высшим менеджментом компании -построить компанию, которая функционирует независимо от гениальности отдельных персонажей. Мы не решаем ежедневно какие-то задачи, требующие высочайшего научно-технического полета фантазии. Мы решаем достаточно четко структурированные инженерные задачи. Поэтому я бы сформулировал, скорее, требование в таком виде: высокий профессионализм, высокая личная мотивированность и заинтересованность в результатах, склонность к работе в профессиональных менеджерских и проектных командах.

- Поговорим о практике работы с тендерами. Например, тендер в Западной Сибири - он организуется кем? Кто дает техническое задание, кто финансирует? Управляет проектом?

- Подготовка тендера состоит из нескольких процедур. Подготовку проектной документации, закупочной документации всегда выполняют подразделения, филиалы. Что касается непосредственно проведения конкурса и состава людей, которые участвуют в конкурсных закупочных комиссиях - это зависит от объема и суммы закупок. Есть четкая граница разделения, по которой крупные объекты идут наверх. В закупочной комиссии участвуют представители исполнительного аппарата ФСК, «ЦИУС», представители «МЭС» и филиала «ЦИУС» на местах, по крупным конкурсам. По конкурсам, которые мельче по объему или проще по технологии, в конкурсную комиссию входят исключительно представители филиалов «ЦИУС» и «МЭС». Таким образом, с точки зрения подготовки документов (основная часть, тяжелая) - это делают филиалы. Потому что они видят объект, проект, они могут подготовить документацию. По крупным проектам эта документация проверяется подразделением исполнительного аппарата, понимая высокую цену ошибки. И закупочная или конкурсная комиссия включает представителей и исполнительного аппарата, и филиалов. Я бы не сказал, что она перетягивается полностью наверх. Да, мы включаем более высокоранговых сотрудников, потому что там цена вопроса на миллиарды меряется. Тут никакие меры предосторожности, никакие меры дополнительного вовлечения квалифицированных людей не мешают. Как только проведена процедура, в любом случае заключение исполнения договора осуществляется силами филиалов.

- Какая сейчас ситуация с подрядчиками? Как складываются ваши с ними отношения?

- Если мы говорим про подрядные работы - ситуация разнородная. Она разнородна по регионам: где-то достаточно сил, где-то недостаточно. Она разнородна по видам работ. В стране в целом хватает, например, сил, которые заняты линейным строительством. В стране достаточно сил, занятых на общестроительных работах. При этом есть сегменты, в которых сил не хватает, - это электромонтажные работы. Что наиболее болезненно сегодня ощущается? Нет интегрирующих сил, генподрядчиков, генпроектировщиков, интеграторов систем связи, вторичных систем. Мы стремимся заказать объект максимально комплексно. Чтобы максимально возложить ответственность на подрядчика. Стараемся делить объемы между компаниями по видам работ, а потом функции интегратора выполнять самим.

- Вы делите по видам работ, усложняется процесс управления.

- Это правда. Но тут критерием является не только то, насколько усложняется процесс, но и то, насколько он результативен. Если мы понимаем, что нет подрядчика, который может их интегрировать и «под ключ» нам проект или объект отдать, - тогда бессмысленно кому-то отдавать и смотреть, как кто-то не справляется. Проще управлять самому.

- Скажите, пожалуйста, какие новые технологии применяются? Насколько они хороши? Как их можно внедрять?

- Безусловно, применяем. Но давайте уточним термины. У нас есть две области в том, что обычно называют «новыми технологиями». Первое - это то, что является общепринятым сегодня мировым стандартом в требованиях к системам и оборудованию, к аппаратам. Что я имею в виду? Например, подавляющая часть коммутационных аппаратов 110 кВ и выше - это фактически мировой стандарт, сегодня это элегазовый аппарат. В этом плане - да, безусловно, применяем новые технологии, так как у нас все закупаемые коммутационные аппараты, выключатели 110 или выше - элегазовые. То же и со стандартами для систем защиты, АСУТП для скадосистем. При этом это не какие-то новые прорывные технологии. Это достаточно устоявшийся средний мировой стандарт. В этом плане, я считаю, мы в части новых или достраиваемых объектов находимся даже выше среднего мирового уровня технологичности. Почему? Потому что в силу того, что мы почти все проекты начали заново, мы можем пользоваться всем самым-самым новеньким. Не то, что десять лет назад наработали, а вот то, что прямо сейчас начали, мы этим и пользуемся.

Вторая область, когда говорят обычно про новые технологии, - это что-то более нестандартное, что-то более прорывное. Что я имею в виду? Например, то, что в последние годы активно внедряются так называемые технологии ФАКС, технологии «программных систем передач», подразумевая, что это средство управления регулирования мощностью, управления уровнем напряжения. И в этом плане мы действительно сделали много довольно небанальных проектов. Это и внедрение УШЭРов, причем на отечественной базе с разработками отечественных ученых, выполненных на кооперации российских и иностранных исполнителей, это изделия СТАТКОМ СТК, которые выполнены опять же российскими группами разработчиков-внедренцев, частично на импортной аппаратной базе, но разработанные и внедренные здесь. Сейчас мы готовимся к крупному проекту вставки постоянного тока на связи Сибирь - Дальний Восток, и это тоже достаточно сложная система.

- С проблемой нехватки кадров вы сталкиваетесь в высшей степени. Скажите, пожалуйста, как вам удается решать эту проблему?

- Проблема кадров есть. С одной стороны, мы как ФСК реализуем программу подготовки кадров - масштабную, начиная от подготовки целевым образом под себя специалистов в МЭИ, в региональных вузах. Мы обеспечиваем программу переподготовки, профессиональной подготовки тех кадров, которые у нас работают. Это фундаментальная часть. Вторая часть - то, что мы стараемся (это индивидуально под каждого руководителя, по крайней мере, я про себя говорю) привлекать молодых толковых ребят, которых можно быстро доучить и быстро поднимать на следующий уровень. Я считаю, что с точки зрения кадров самое удачное решение - это когда мы набираем молодых ребят примерно от 24 до 28 лет, имеющих профильное образование либо энергетическое, либо строительное, либо электротехническое, успевших два-три года поработать в подрядных организациях, на подстанциях или на промышленных предприятиях, связанных с электроснабжением. Дальше мы их доучиваем. Это, я считаю, самый продуктивный вариант. Людей, которые понимают физику, механику процесса, которые сами по себе толковы и хотят работать, учить, я считаю, очень перспективно. Стараемся вытаскивать специалистов из смежных отраслей. Особенно у нас это заметно по филиалам. Тот же г-н Алешин, например, был руководителем проекта строительства энергетической инфраструктуры в Западной Сибири для нефтедобывающей компании.

- Как раз вспомнили о Западной Сибири. Как вы оцениваете то, что сейчас происходит там?

- Достаточно позитивно. Я считаю, что по сетям мы ту программу, которую запланировали, выполним. Возможно, конечно, где-то мы на месяц опоздаем, в то же время у нас есть примеры и досрочного ввода объектов. Так участок Ильково - Красноленинский на полгода раньше ввели. В целом по Западной Сибири картина вполне оптимистичная. Регион с достаточно развитой ресурсной базой внутри, подрядчиков много. Он интересен и для внешних подрядчиков. Есть, конечно, несколько, так сказать, пустот, и в первую очередь это проектирование. Мы изначально понимали, что с проектированием беда, и создали условия, чтобы в дополнение к традиционно работающему уральскому «Энергосетьпроекту» туда приехал и развернулся дальневосточный «Энергосетьпроект». Последний, я считаю, входит сегодня в тройку самых продуктивных.

Если говорить о строительстве в регионе, то в Западной Сибири достаточно много сильных квалифицированных линейных мощностей, я с этим проблем не вижу. Мы привлекали и будем привлекать по мере необходимости генподрядные силы, но они в любом случае во многом будут опираться на местные специализированные строительных компании. Конечно, я не хочу сказать, что все там настолько уж блестяще. Как и в любом непростом деле, есть сложности, есть вопросы, которые нужно решать, но в целом программу именно по Западной Сибири оцениваю как вполне реализуемую. По 2007 году неплохой задел сделали, и по 2008-му задел неплохой уже есть: и включенные фазы трансформаторов, и включенные 64 км линий 220 кВ. В целом в прошлом году мы подавляющее большинство тех проблем, с которыми справились по региону, решили сетевым строительством, а не развитием генерации. Это касается как нас, так и местных распределительных компаний.

- В каких отношениях вы с властью на местах, и в Западной Сибири в частности? В партнерских или, может быть, в некотором противостоянии?

- Нет, я считаю, что по Западной Сибири со всеми представителями власти, с которыми мы должны взаимодействовать, у нас абсолютно рабочее взаимодействие. Нам идут навстречу там, где возникает необходимость решения каких-то срочных задач. Нам помогают в непростых отношениях с нефтяниками и так далее. Как правило, помогает администрация. И на верхнем уровне, и от администрации районов поддержка очень большая. И это нормально, потому что мы работаем в интересах региона, мы решаем те проблемы, которые регион ставит. Да, понятно, часто региону хочется быстрее, больше, сильнее. Мы честно говорили: это можем, это можем, а это не можем. Но после того, как мы эти обязательства взяли, соглашение подписали, можно считать, что это наша ответственность и наши обязательства - сделать все максимально корректно, в срок, а обязательства и интересы администрации - максимально нам помочь. В целом по региону отношения у нас партнерские, что крайне важно и позволяет нам с оптимизмом смотреть на будущее развитие Западной Сибири.

 

Вернуться к списку